PDF  | Печать |

Формирование вычислительных навыков на уроках математики

Уча других, мы учимся сами.

Сенека.

 

Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков.

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в школьной практике. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

В  моем классе есть учащиеся, для которых достижение уровня обязательной подготовки определенною стандартом математического образования – непростая задача, во многом из-за низкого уровня вычислительной культуры школьников. Такие школьники, при отсутствии своевременной помощи учителя, обречены на неуспеваемость в обучении. Даже если они хорошо разберутся в  новой теме, то все равно при выполнении заданий будут допускать ошибки при вычислениях и в лучшем случаи за свой ответ получат отметку «удовлетворительно».

В последнее время я все чаще стала замечать, что уровень навыков вычислений и тождественных преобразований у учащихся резко снизился: они плохо и нерационально считают, кроме того, при вычислениях все чаще прибегают к помощи калькуляторов.

Для достижения наиболее эффективного результата при формировании вычислительных навыков учащихся на уроках математики использую следующие приёмы: устный счёт; игры; тесты «Проверь себя»; математические диктанты с проверкой; творческие задания. Работа на уроке выполняется всем классом, для этого создаётся ситуация «успеха», при которой каждый ученик смог почувствовать себя полноценным участником учебного процесса.

Безошибочное выполнение арифметических действий над десятичными дробями  зависит от умения выполнять арифметические действия с натуральными числами. Поэтому вычислительные умения в 5-6 классах отрабатываю до автоматизма.

При систематизации знаний учащихся о натуральных числах применяю тренажеры, направленные на формирование вычислительных навыков.

Умение выполнять прикидку и оценку  результата является  важным элементом вычислительной культуры. В основе этого умения лежит умение округлять числа.  Поэтому до изучения правила округления  натуральных чисел округление  осуществляется по смыслу, а затем- по правилу. С помощью следующих упражнений в сознании учащихся закрепляются суть терминов: «примерно», «приближенное равенство», «округление и другие.

Например: (5 класс)

  1. В городе во время  переписи населения было зарегистрировано 13882 жителя. Сообщая результаты переписи, одна газета указала, что в городе примерно 13 тыс. жителей, а другая- 14 тыс. Какое сообщение точнее?
  2. Миша задумал число и, округлив его до десятков, записал: 280. Какое число мог задумать  Миша?
  3. В школе 20 классов, в каждом из которых от 30 до 40 учеников. Оцените число учащихся школы. Какое из двух полученных чисел  точнее указывает примерное число учащихся в школе, если в школе 758 учеников? 625 учеников?

При изучении темы «Округление десятичных дробей» учащимся предлагаю следующие задания на прикидку результата:

  1. Выразите 1 тыс. секунд приближенно в часах. Какой из следующих ответов является лучшим приближением?

А. 2ч.                      Б. 3 ч.                       В. 0,2ч.                     Г. 0,3ч.

2. Печенье, цена которого 62 руб. за 1 кг, расфасовано в пакеты. На упаковках указана их масса: 724 г, 615г, 830 г. Какую стоимость для каждой упаковки скорее в сего назовет продавец?

Развить вычислительные навыки, также можно используя идеи сравнения.

Например, используется оценка суммы с опорой на умение сравнивать компоненты действия с некоторыми числами.

  1. Сравните  значение суммы 289 + 655 с 1000
  2. Сравните с числом 10 сумму 2,901 + 2, 809 + 2,999.

Выполнение таких заданий предшествуют  формированию умений сравнивать числа.

Вычислять быстро, на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе.

Поэтому формирование вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед учителем математики в современной школе.

Основным средством формирования вычислительных навыков учащихся являются устные упражнения. Устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; и при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. В сочетании с другими формами работы устные упражнения способствуют развитию у них сообразительности, гибкости и самостоятельности мышления.

 

Учитель математики   Курматова А.А.